http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201002415
Чтобы возвращение к учебе не стало возвращением в серые будни, его нужно продумать заранее
Новогодние каникулы не похожи на все остальные.
Это не просто свободное время, возможность гулять,
спать и бездельничать. Особенные дни жизни,
время перемен, надежд. Время сказки. А переход из сказки обратно
в реальность болезненно и неизбежно.
Проза жизни
Дети в конце декабря уходят из разукрашенной игрушками и гирляндами
школы, после праздничного карнавала, где учителя улыбались и шутили,
даже танцевали. Уходят с подарками и конфетами, с радостными
ожиданиями, с ощущением восторга и легкости. А возвращаются они в
будничные классы, к вечно непонятной математике и тоскливым упражнениям
по русскому языку, к своим прошлогодним проблемам, неудачам… Чуда не
произошло, замарашка не стала принцессой. Есть от чего впасть в уныние.
Есть причина отказаться ходить на уроки (количество прогулов после
зимних каникул всегда возрастает), есть повод конфликтовать с
одноклассниками и педагогами.
Проблемы, связанные с началом учебной четверти, усугубляются тем, что
ребята по-настоящему не успевают отдохнуть за праздники после первого
полугодия. Ученики возвращаются в школу эмоционально истощенные,
взвинченные, раздраженные и разочарованные.
Эхо праздника
После новогодних каникул ребенок должен вернуться в праздник. Конечно,
не такой шумный, как только что отгремевшие карнавалы. Но все же –
праздник.
Во-первых, разноцветное убранство класса. Пусть детей встретит в первый
рабочий день нарядный кабинет. А потом, ближе к концу недели, можно
всем вместе заняться сменой декораций. Не снятием украшений, а именно
сменой. К примеру, вместо новогодней символики развесить разноцветные
снежинки с веселыми пожеланиями новых успехов одноклассникам и
педагогам, личных, именных, и общих. Можно на те же снежинки
каникулярные фотографии приклеить как память о пережитых приключениях.
А то и птиц, чтобы прямо сразу весну зазывали и планы будущих весенних
каникул всему свету сообщали.
Во-вторых, подарки. В январе изобилие их заканчивается, и как-то
грустно становится. Но можно продлить подарочный сезон, устроив, к
примеру, на большой перемене лотерею подарков, когда каждый приносит
что-то не самое нужное из скопившихся за праздники в доме даров, все
складывается в огромный мешок или размещается на партах и полках, а
инициативная группа организует розыгрыш. Похоже на обмен «мусомом» у
толкиеновских хоббитов. Призы раздаются по принципу фантов, за удачно
исполненные стихи или танцы, за оригинальные комплименты или
художественное «кукареку». Можно торговать ими за игровую валюту,
которую народ предварительно заработает в ходе какого-то спортивного
соревнования или викторины. Самое простое – с закрытыми глазами
вытащить из мешка (или срезать с веревочки) посланный судьбой
запоздалый сюрприз: незатейливый магнит на холодильник, брелок,
наклейки – милые пустяки…
Подарок можно приготовить не другим, а себе любимому: написать в конце
декабря письмо, открыточку – из прошлого года в новый – и отдать
учителю на хранение или положить в красивую коробку в кабинете. А в
самый первый день получить вчетверо сложенный листок с добрыми
пожеланиями, с уверенными обещаниями измениться к лучшему.
Последний отголосок праздника – обмен воспоминаниями о каникулах,
разговоры на занятиях и на переменах. Итогом может стать стенд с
каникулярными фотографиями, коллаж, газета.
Горизонты счастья
Лучший способ вернуться к работе – начать планировать, что именно ты
собираешься сделать в ближайшие дни и через пару недель.
Первые уроки – это не просто повторение. Это разговор о том, какие темы
предстоит освоить в третьей четверти, когда какие рубежные контрольные
запланированы, олимпиады и конкурсы, как к ним будем готовиться.
Представление о сложности работы не пугает ребенка, но мобилизует,
заставляет всерьез заняться учебой, без долгой ленивой «раскачки».
Строятся не только учебные планы, но и перспективы внеурочной жизни. И
среди них обязательно должно быть намечено яркое, радостное событие,
которого ребенок будет ждать, считать дни, торопить время. Спектакль,
игра, поход…
Наконец, прямо в январе можно начинать планировать весенние каникулы,
особенно если есть шанс провести их в совместной поездке с классом, в
лагере. Предвкушение увлекательного будущего помогает избавиться от
ностальгии по прошлому.
В то же время для части детей, более инертных, с трудом переключающихся
от одного образа жизни, вольного, каникулярного, на другой, рабочий,
интенсивный, слишком активное начало занятий, школьных дел станет
чрезмерным напряжением сил. Им нужны некоторые послабления в первые дни.
И конечно, только похвалы, только хорошие оценки. Все замечания и
двойки ребята получат позже, когда накопят достаточно сил, чтобы
исправить ошибки.
Все вместе
Даже если часть класса провела время в лагере или в поездке,
деловые отношения во многом забылись. Их придется восстанавливать.
Поэтому так важно в первые дни уделить внимание на уроках групповой
работе. Причем в который раз обсудить ее правила, трудности
взаимодействия. Возможно, некоторые договоренности забылись, что-то
устарело, требуются новые законы.
Общение вне школьных стен, в лагере, в походе, конечно, помогает
ребятам сотрудничать на уроке: возрастает доверие друг к другу,
взаимопонимание, доброжелательность. Но возникают и определенные
проблемы: невнимание к результату, качеству работы, предпочтение личных
симпатий интересам дела.
Учитель должен морально приготовиться к тому, что его вроде бы дружные,
спокойные дети будут первые дни ссориться и обижаться друг на друга
из-за пустяков, могут даже драки случиться, несмотря на радость встречи
после долгой разлуки. Может возобновиться борьба за влияние в уже вроде
бы установившейся иерархии отношений. Конечно, конкурировать ученики
будут не так интенсивно, как в начале года, но все же оставить этот
процесс без внимания нельзя. Нужны какие-то объединяющие события,
совместные проекты, походы, спектакли, встречи гостей. Чтобы ребята не
соревновались и не выясняли, кто из них лучше, а почувствовали
необходимость друг в друге, осознали свою общность, сплоченность.
Учителю тоже трудно
Педагогу тоже непросто возвращаться к работе после праздников. Помимо
общих советов, касающихся постепенного включения в трудовой процесс,
учитель должен учесть специфику своей профессии.
За каникулы многие неприятные моменты, трудности общения с отдельными
учениками, бесчисленные ошибки в тетрадях – бесследно исчезают из его
памяти. Он входит в класс, где еще не развеялось эхо добрых слов и
поздравлений, звучавших в декабре, где в шкафчике лежат вполне прилично
написанные итоговые контрольные, результат эффективной работы в течение
второй четверти, а в журнале стоят вполне заслуженные полугодовые
четверки и пятерки.
Какое разочарование ждет нас в начале января! Дети умудрились забыть
столько, что кажется, гуляли не две недели, а два месяца. Они болтают
на уроках, огрызаются. Они отвыкли слушать, работать… Чтобы не злиться
ни на себя, ни на детей, полезно заранее представить себе грядущие
трудности. И помнить, что за длинную третью четверть мы еще успеем все
наверстать, выучить, втянуться в работу.
И конечно, огромным подспорьем во время уроков будет творческое задание
на каникулы, которое мы дали классу в декабре. Задание на чтение,
наблюдение, собирание. Задание, которое мы спросим в первый день только
у желающих. Их энтузиазм подхлестнет остальных ребят, и они тоже
выполнят его, и представят на втором, третьем уроке, когда будут
готовы. С этого и начнется отсчет наших общих побед и успехов в новом
году. |