При изготовлении одежды, будь то швейное дело, вязание или другие
формы прикладного творчества, мы неизменно сталкиваемся с понятиями Стиль и Мода. Поэтому есть настоятельная необходимости разобраться что такое Стиль и что такое Мода. Слово стиль, как правило, может быть растолковано в двух различных смыслах. Можно сказать Стиль - большой и стиль - маленький. Стиль - маленький - это личный стиль каждого человека, созданный из его внутреннего ощущения текущего времени и пространства.
Зависит от многих факторов: наличия художественного вкуса у человека,
образования, воспитания, религиозных представлений, интереса к данной
теме, личных амбиций, устремлений и жизненных целей. Среди знаменитостей
и не знаменитостей можно всегда встретить больших представителей
маленького стиля (каламбур). У человека всегда есть собственный стиль, даже когда у него нет вообще никакого понятия и стиле и моде, ведь отсутствие стиля - это тоже стиль!
Стиль - большой - это основополагающий кит, на котором
зиждется возникновение тех или иных форм в течении долгого
исторического времени. Чем глубже назад в историю мы проходим, тем
длиннее периоды господства того или иного стиля. Со временем общие
процессы ускоряются и тем быстрее происходит смена общего Стиля. Стиль -
большой, так же как и стиль - маленький, складывается из общих понятий о
мире, но уже не одного отдельного человека, а больших групп людей.
Можно сказать по другому: то, с чем согласно большинство, закладывается в
основы Стиля, и чем дольше господствуют те или иные понятия и мире и
жизни, тем дольше стоит тот или иной Стиль.
Стиль - большой,
как понятие, объединяет собой самые различные проявления искусства. Это
прежде всего архитектура и градостроительство, далее следуют
изобразительное и прикладное искусство, в число которых как одна из
веток, входит изготовление одежды.
Таким образом, СТИЛЬ
в искусстве – это художественный язык эпохи, ее художественная
характеристика. Поэтому стиль одежды наряду с другими произведениями
прикладного искусства выражает и общую направленность стиля той или иной
эпохи. Очень ярко это можно проследить наблюдая паралели между формами
одежды и формами архитектуры. Да, одежда, как это ни странно на первый
взгляд, идет рука об руку именно с архитектурой . Посмотрите на портреты городов и вы можете увидеть портреты людей их населяющих.
Так,
для эпохи античной древнегреческой культуры было характерно утверждение
красоты и достоинства человека, слияние понятий нравственности и
физического совершенства. Прекрасное тело являлось формой выражения
прекрасной души. Им любовались, его изображали, часто обнаженным,
ваятели, воспевали поэты. Греки, чья культура питалась от цивилизации
Египта, создали костюм - гармоничное сочетание ткани с формой и
естественными пропорциями фигуры человека, выразившееся в бесконечном
разнообразии складок, драпировок в одежде, свободными ниспадающей с
плеч. В этот период швейное дело со всеми его разделами было практически
в отсутствии. Костюм тогда был искусством драпировки. Аналогичным
искусством драпировки является, и по сей день национальный костюм Индии –
всем известное сари.
В эпоху средневековья, когда церковь господствовала во всех областях
материальной и духовной жизни человека, сложился особый характер
костюма. Считалось недостойным и греховным любоваться красотой
человеческого тела. Его облачали в громоздкие, тяжелые нарочито
вытянутые формы, лишенные естественных пропорций и очертаний. Узкое в
верхней части, с каскадом сложных складок и необыкновенно длинным
шлейфом – такое платье в сочетании с высокими головными уборами и
обувью вынуждало женщину принимать непомерно прямую, неудобную с
отклоненным назад торсом осанку. Такой костюм был выражением общего
стиля эпохи, проявившегося в изощренной вытянутости архитектурных форм
устремленных ввысь соборов, церемонности и вычурности быта, манер и
языка знати и духовенства.
Кельнский собор в Германии - величественный пример готической
архитектуры - просто поражает воображение и дама - высокий головной убор
под стать башням готических храмов
Дама в голубом - сегодняшнее прочтение платья готической эпохи
Вот она - прекрасная готическая незнакомка.
Глядя на сегодняшнюю Европу, трудно поверить,что жизнь в средние века
была здесь невыносимо тяжела даже состоятельным гражданам: грязь,
отсутствие понятий о гигиене, тяжелые болезни делали жизнь короткой, а
детскую смертность очень высокой. Взрослые женщины почти постоянно были
беременными, отсюда наверно пошел покрой на подчеркнуто высокую линию
талии. Только после крестовых походов Европа узнала от арабов что такое
туалет и ванна. Но узнать, это еще не означало распространить
повсеместно. Для этого надо было еще несколько веков
Больше костюмов в духе Еропейского средневековья см. в альбоме В духе исторического костюма
В эпоху Возрождения интерес к человеку пробуждается вновь, что
создает новый идеал красоты, а с ним и новый характер формы одежды.
Женская одежда становится более широкой удобной, мягкой и женственной
по форме. Рукава в женском платье членили разрезами, они состояли из
деталей разных форм и объемов, повторяя стиль, принятый в это время в
архитектуре.
Платье эпохи Возрождение и архитектура того времени - идентичность форм прослеживается однозначно
Стиль барокко, царивший в Европе в 17 – 18 веках, сложился под
влиянием расцвета абсолютизма и дворянской культуры. Этому стилю были
присущи торжественность, величественность, высокопарность. В архитектуре
это проявилось в грандиозности масштабов, как отдельных сооружений, так
и целых ансамблей, в пышной декоративности их внешнего и внутреннего
оформления. Наряд женщины отличался своими размерами и контрастом форм:
тонкий стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой. Обилие дорогих
кружев в соединении с парчой, муаром, бархатом и атласом делали женскую
фигуру величественной и впечатляющей.
Женский костюм и здание - пример стиля барокко.
В эти эпохи, Готика, Возрождение и Барокко конструирование
приобретает свои первые едва заметные очертания, развивается и
технология пошива, но по сравнению с сегодняшним днем, все это было
весьма кустарным и ручным, можно сказать примитивным. При этом портные
тех времен создавали потрясающие по сложности и трудоемкости костюмы.
Преклоняю перед ними колена. Сколько же часов ручной работы требовалось
для создания одного ансамбля?
Забавными с точки зрения сегодняшнего дня являются некоторые особенности
пошива тех времен. Например, в эпоху Возрождения рукава к платью не
пришивались, а привязывались вдоль проймы веревочками. А во время эпохи
барокко платье во многих местах не сшивалось вообще, а представляло
собой набор подготовленных деталей, которые надо было собрать и сколоть
прямо на фигуре перед одеванием. Теперь понятно, почему для одевания
непременно требовалась обученная служанка – иначе с этим было, просто не
справится. А сколько же времени занимало одевание? Остается только
гадать.
Параллели между формой костюма и архитектурой можно проводить и дальше,
вплоть до наших дней и мне очень интересно написать обзорную статью,
анализируя сегодняшние формы в одежде и сегодняшнее градостроительство.
Поэтому обязательно подпишитесьна обновления сайта, чтобы ничего не пропустить!
Ну а теперь коротко о том, что такое Мода.
МОДА – по сравнению с понятием СТИЛЬ,
явление куда более мелкого порядка, тем не менее значение ее нельзя
умолить. Мода - это различные видоизменения, которые возникают в рамках
господства одного стиля. Так при одной и той же неизменной форме могут
появиться некоторые новые пропорции, например положение линии талии.
Могут появиться новые дополнения к одежде – шляпы шарфы, накидки, или
цветовые сочетания в костюме. Изменяется фактура тканей или форма
отдельных частей одежды. В одних случаях эти изменения проходят
бесследно в других – служат основой для возникновения новой моды,
меняющей установившийся облик костюма. А значит и самого человека. Мода
по своему существу очень динамична. В ней проявляется постоянное
стремление человека к обновлению, совершенствованию всего, что его
окружает, в том числе и одежды.
Источник: http://rykodelniza.ru/stati/moda-i-stil/stil-i-moda.html |